Бушующий рынок электромобилей в России: проблемы и достижения
Российская автопромышленность продолжает сталкиваться с неопределенностью в сегменте электромобилей, вызванной колебаниями в политике государственной поддержки. С начала этого года, с 1 января, утилизационный сбор на электрические автомобили катастрофически увеличился — теперь он составляет от 32 600 до 667 400 рублей, сравнявшись со ставками на обычные машины с ДВС, что существенно отразилось на продажах. В результате за первые три месяца текущего года было зарегистрировано всего 1854 электромобиля, в то время как в аналогичном периоде прошлого года их было 3844. Постепенно, во втором квартале, ситуация немного стабилизировалась с 2546 проданными автомобилями, а затем в третьем квартале продажи возросли до 3586.
Как будет развиваться рынок? В конце прошлого года продажи стабилизировались на уровне около 1200 машин в месяц. В этом году, начиная с апреля, показатели выглядели следующим образом: 795 в апреле, 786 в мае и высокий рост до 1257 в июле. При анализе данных по 2025 году видно, что хотя на складах еще остаются старые модели, спрос может оставаться стабильным в следующем году на уровне 1000-1200 единиц в месяц.
Если рассмотреть третьи квартальные результаты, становится ясно, что Zeekr по-прежнему удерживает лидирующие позиции — продано 891 автомобилей, однако его рыночная доля сократилась с 38% до 25%. "Москвич" 3е показал второй результат с 430 проданными единицами. Evolute и Amberauto не могут гордиться высокими объемами реализации, а такие компании как Tesla и BYD остаются на тех же уровнях продаж, не показывая явных изменений.
Рынок по-прежнему сталкивается с вызовами, и прогнозировать будущее электромобилей в условиях новых правил утилизации становится все сложнее. В то же время, старт новых компаний, таких как Eonyx М2, дает повод для оптимизма и надежды на прорыв на рынке.